После введения властью КНР ограничения на ввоз угля из Австралии, произошло повышение стоимости данного продукта на китайских торговых площадках. По сообщению заместителя гендиректора по ж/д транспорту ООО «Трансметкокс», которая осуществляет сбыт угля от фирмы АО «Угольная компания Сибирская», Евгения Кузнецова для РЖД-Партнера: сложившаяся ситуация, несомненно, подталкивает угольщиков к поиску доступных способов доставки. Ведь стоимость угля на внутригосударственном китайском рынке составляют $150/тонна CFR. В то же время австралийский высококачественный продукт продается по $110.

Как утверждает он же, в связи с нестабильностью работы сухопутных погранпереходов (на это имеются разные причины), не стоит ждать прироста объемов в переправке угля через сушу. В то же время возможно увеличение объема поставок угля, предназначенного для китайских потребителей, производимых через порты Дальнего Востока. Но, по сути, под этим действием скрывается процесс перегруппировки потоков со стран АТР на Китай. Кузнецовым особенно подчеркивается отсутствие предпосылок для регулирования договорных объемов экспорта угля из Кузбасса на восток.

Напоминаем, запрет возник в итоге разворачивающегося торгового конфликта Китая и Австралии. Каждая из сторон по своему определяют данное решение: Австралия в лице председателя правительства Скотта Моррисона предъявляет КНР обвинение в нарушении правил открытого рынка, представители западных СМИ прозвали его «местью Китая» за предоставление США поддержки Канберре в торговом противостоянии с КНР. С другой стороны китайское издание The Global Times, находящееся под патронажем государства, сообщило, что последствием раздора в торговых контактах стал тяжелый год. Еще одной причиной для приостановки поставок огласили политику декарбонизации (отказа от угля).

Такое положение вещей только на руку российским компаниям, которые поспешили воспользоваться сложившейся ситуацией. Отдельные их представители заявляют о возможном росте вывоза угля в КНР в десятки раз в последующие несколько лет. Например, предприятие «Эльгауголь», которое разрабатывает самое крупное российское месторождение коксового угля, надеется на увеличение объема экспорта в Китай за 4 года в 30 раз – с 1 млн т в 2020-м до 30 млн в 2023-м.

Но в будущем может возникнуть серьезное препятствие, ограничение инфраструктуры, для получения предприятиями, специализирующихся на добыче угля, высоких доходов. По экспертному мнению Е. Кузнецова, увеличение логистических расходов перекроют для производителей энергетических углей возможность выхода на рынок АТР. Кузбасским угледобытчикам станет затруднительно составлять здоровую конкуренцию производителям из Якутии в плане логистических затрат.