Статистика по итогам 2020 года показала серьезное увеличение перевалки угля через морские порты. Согласно подсчетам аналитиков, годовой показатель перевалки вырос на 7%, а средний рост показателя по крупнейшим терминалам достиг отметки в 10%. Это отличные цифры, особенно с учетом того, что в первой половине ушедшего года наблюдалось резкое снижение цен на уголь. Лучшую динамику, вопреки всем ожиданиям, показали не азиатские, а отечественные терминалы, расположенные в Мурманске и Усть-Луге. По мнению экспертов, рост морской перевалки угля продолжится: этому способствует увеличение спроса на ресурс, вызванное его высокой ликвидностью на мировом рынке, сокращением числа компаний-поставщиков.

Максимальный прирост объемов перевалки угля в 2020 году отмечен в Мурманском морском торговом порте (ММТП), он достиг значения в 26,3% и продолжает стабильно расти. Росту показателя не помешала даже аварийная ситуация с мостом через реку Кола, случившаяся летом прошлого года и ставшая причина для блокировки отгрузок на ММПТП на несколько недель. Эта авария способствовала снижению количества предложений по продаже угля на европейских рынках и значительному увеличению цен на природный ресурс. Руководство ММПТП быстро нашло решение проблемы, организовав обходной маршрут, а в сентябре 2020 года движение было полностью восстановлено и запущено по новому мосту.

Существенный прирост объемов перевалки угля в прошлом году отмечался и на других крупнейших угольных терминалах страны. Так, существенный рост показателя зафиксирован в «Ростерминалуголь», находящемся в Усть-Луге, по итогам года он достиг значения в 8,2%. Представители компании сообщили прессе, что в 2020 году терминал осуществил перевалку угля в количестве 26,5 миллионов тонн и это рекорд для предприятия!

На 9,2% (27, 9 миллионов тонн) выросла перевалка угля в порте «Восточный», на 13% (23,2 миллионов тонн) возросла перевалка ресурса терминала «Дальтрансугль». Эти цифры позволили аналитикам Ассоциации морских торговых портов высчитать общий показатель роста объемов перевалки в 2020 году, он составил 7,1%.

Рост показателей объемов перевалки начался со второй половины 2020 года, с июля. Показатели росли стабильно и постепенно. Летом и в начале осени рост составлял более 10%, к ноябрю-декабрю 2020 года он достиг значения в 25%.

Тенденция к дальнейшему росту объемов перевалки угля подтверждается и статистическими данными РЖД, согласно которым погрузка ресурса в адрес морских терминалов выросла на 7,6% (в сравнении с показателями 2019 года).

Однако рост объемов перевалки во второй половине 2020 года все-таки не позволил восстановить прежние показатели экспорта угля. Они ниже показателей 2019 года на 5-6%. Эти цифры приведены Минэнерго по итогам 2020 года. Представители министерства энергетики также отметили, что в начале 2020 года наблюдалось резкое снижение не только показателей экспорта, снизилось и внутреннее потребление угля.

Аналитики уверяют, что высокий спрос на уголь, а значит и рост объемов перевалки сохранится и в 2021 году. Этому способствует сразу несколько факторов:

  • действия со стороны центральных банковских структур США и Евросоюза, приведшие к росту цен на природные ресурсы;
  • стихийные бедствия на австралийском континенте;
  • устранение с рынка ряда поставщиков, добывающих уголь с высокой себестоимостью процесса и не способных выдержать конкуренцию.

По мнению эксперта из АКРА, Максима Худалова, по этим причинам, спрос на уголь и объемы его перевалки будут стабильно расти еще на протяжении 1-1,5 лет. Единственные причины, которые могут помешать росту — это новые санкции Евросоюза и США для русских сырьевых предприятий, а также возрастающее давление со стороны экологических организаций.