Угледобывающие предприятия РФ, несмотря на сложную внешнеполитическую обстановку, наращивают темпы добычи угля, его последующего экспорта. Единственным препятствием для продуктивного развития отрасли остается зависимость от иностранного оборудования. Для поддержания функциональности технического парка угольные предприятия наработали номенклатуру комплектующих элементов и запчастей.

Министерства энергетики, промышленности и торговли подготовили ряд технических заданий для создания 78 позиций горно-шахтного оборудования, входящих в перечень критически важных и поставляемых исключительно импортерами. В данный момент заводы по производству технического оснащения проводят различные исследования и конструкторские разработки, направленные на изготовление собственных горнодобывающих агрегатов.

Замминистра энергетики С. Молчальников предложил опираться на опыт угледобывающих компаний. Он отметил важность их участия в разработке проектной документации, испытании созданного оборудования. Машиностроительные подразделения компаний по добыче угля уже имеют опыт в создании 400 разных позиций запчастей для поддержания работоспособности импортных агрегатов. Их знания помогут ускорить старт и завершение проекта по выполнению технических задач от министерств.

Если сравнивать с прошлым годом, то в первые 5 месяцев 2023 года было добыто 162 млн тонн угля, что на 2% больше. Экспортировано 83 млн тонн топлива. Из-за падения цен на мировом угольном рынке российским углепромышленникам следующие несколько лет придется реализовывать продукцию по около рентабельной стоимости. Это будет продолжаться до тех пор, пока с рынка не уйдут американские и австралийские компании. В этих условиях импортозамещение оборудования для добычи угля является приоритетной задачей.

К сожалению именно угледобывающая отрасль наиболее зависима от импортной техники. По результатам опроса ТЭК-Рейтинг доля иностранного оборудования в сфере добычи и переработки угля составляет 75%. Фактически все многоковшовые экскаваторы и подземные локомотивы для транспортировки угля на поверхность иностранного производства. Свыше 90% погрузчиков для угольных карьеров и около 80% очистных комбайнов также поставлены из-за границы. Что породило критическую ситуацию в отсутствие импортозамещения.