Правительство РФ прилагает усилия, направленные на заключение с ОАО РЖД долгосрочной договоренности по перевозке угля. На данный момент такие контракты ратифицированы исключительно в сфере транспортировки нефтепродуктов. Подобная экономическая политика объясняется желанием руководства РЖД сохранить наиболее прибыльные транспортные услуги в условиях конкурентного противостояния с другими перевозчиками, использующими иные виды транспорта.

При этом необходимо отметить, что с экономической точки зрения перевозка угля не предполагает высоких доходов для ОАО РЖД. Поэтому у железнодорожников нет весомых стимулов к заключению данного контракта на длительный период. С другой стороны, на основании показателей 2020 года можно утверждать, что угольная промышленность также не в состоянии гарантированно соблюдать условия договоренностей по причине прямой зависимости от непредсказуемой динамики формирования экспортных цен.

В ходе заседания президиума правительственной комиссии по транспорту было принято решение поручить ОАО РЖД разработку проекта многостороннего контракта по вывозу грузов и предъявлению грузовой базы, включающего грузоотправителей и морские порты. Ориентировочная длительность договоренности три-четыре года. Это решение было принято 12 февраля в ходе заседания президиума правительственной комиссии под непосредственным председательством первого вице-премьера Андрея Белоусова. Реакция руководства ОАО РЖД относительно постановления на данный момент неизвестна.

Заключение договоров на срок свыше одного года ОАО РЖД практикует недавно. В качестве примера можно назвать контракт на перевозку гарантированного количества сжиженных углеводородных газов в 2021–2023 годах со скидкой в 40%, который был подписан весной 2020 года с СИБУР и НОВАТЭК. В декабре прошлого года перевозчик заключил десятилетний договор с «Роснефтью». Речь идет о транспортировке 237,5 млн. тонн грузов с предоставлением скидки от 11% до 38%. Долгосрочные договоренности по транспортировке нефтепродуктов гарантируют ОАО РЖД высокую прибыль в условиях жесткого конкурентного противостояния с владельцами сети трубопроводов и водного транспорта.

В случае с угольной промышленностью сложилась диаметрально противоположная ситуация. Представители ОАО РЖД неоднократно подчеркивали факт убыточности транспортировки энергетического угля.

Прошлогодние попытки достичь годичной договоренности с горняками Кузбасса по вывозу, предварительно оговоренного количества угля в дальневосточном, северо-западном и южном направлениях нельзя расценивать, как полностью успешные. Угольная промышленность не смогла предоставить северо-западным магистралям требуемое количество грузов. На основании сложившейся ситуации руководство ОАО РЖД выразило желание заключать контракты непосредственно с конкретными грузоотправителями. Такой подход позволит достичь более ответственного отношения к выполнению взятых на себя обязательств с обеих сторон. Несмотря на это, в 2021 году договоренности с Кузбассом были возобновлены. Также рассматривается возможность заключения аналогичных договоров с представителями Якутии.

Президиум поставил перед Минтрансом, Минэнерго, Минэкономики, Кузбассом и ОАО РЖД задачу по подготовке проекта, обеспечивающего вывоз угля в соответствии с поручением президента РФ. В этом вопросе крайне негативное влияние имеет заметное расхождение в плановой документации по вывозу угля на экспорт различных уровней (включая президентский). Например, майский указ 2018 года оговаривает общую транспортировку грузов в восточном направлении к 2024 году в размере 180 млн. тонн. Эта цифра соответствует долгосрочной программе развития ОАО РЖД, предусматривающей восточные грузоперевозки в количестве 210 млн. тонн по состоянию на 2025 год. С другой стороны, протокол президентской комиссии по ТЭКу от августа 2018 года, требует в 2025 году перевозить на восток 195 млн. тонн только угля.

По мнению руководителя «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, в случае заключения долгосрочных контрактов на транспортировку угля восточным потребителям камнем преткновения станет несоответствие запланированного количества перевозок пропускной возможности железнодорожных магистралей данного направления.

Эксперт считает, что низкие темпы развития полигона не позволяют в полной мере задействовать возможности грузовой базы ОАО РЖД в вопросе перевозки угля с использованием методик, применяемых при транспортировке нефтеналивных грузов.

Господин Бурмистров утверждает, что северо-западные магистрали имеют достаточную пропускную возможность для транспортировки всех видов грузов, включая уголь. На данном направлении ОАО РЖД остается разработать схему предоставления услуг, которая будет приемлемой для представителей угольной промышленности в долгосрочной перспективе.