По данным Минэнерго России, в связи с недостаточной пропускной способностью железнодорожной инфраструктуры не удалось избежать сложностей по экспортным отгрузкам и поставкам российской угольной продукции. Проблемы возникли на восточном направлении.

О нарушении плана-графика по вывозу угля уже раньше сообщал иркутский губернатор Игорь Кобзев. В письме первому заместителю Председателя Правительства РФ Андрею Белоусову он изложил о проблемах, возникших при вывозе угля. Согласно плану, предполагается экспорт российского угля в 2022 году объемом 2,24 млн тонн. На 2023 год запланированы поставки угольной продукции объемом 2,37 млн тонн. Объем экспорта 2024 года предполагает 2,6 млн тонн. Из Иркутского региона в первом квартале текущего года в восточном направлении планировалось экспортировать по железной дороге 652 тыс. тонн российского угля – сбои начались уже в январе. Так, в этот период приняли 146,2 тыс. тонн этого вида топлива. Февраль добавил сложностей – вывоз продукции сократился до 52,4 тыс. тонн. Вопрос экспортных поставок посредством железнодорожной инфраструктуры на март и вовсе не был решен, по объемам поставляемого сырья план не получил согласования. Приходится констатировать: только 30,5% от задуманных мероприятий по поставкам были выполнены.

По мнению сотрудников Минэнерго РФ, причина срыва поставок на Восток – слабые пропускные и провозные возможности железнодорожной инфраструктуры.

Однако в Минэнерго убеждены, что увеличить поток поставок в восточном полигоне можно, тем более что отечественные производители сырья готовы наращивать экспорт в этом направлении.

Учтены сложности с отгрузкой и поставкой по железной дороге, возникшие в первом квартале 2022 года. Также учтены поручения Президента РФ В.В. Путина и Правительства РФ – теперь будет фиксироваться объем угольного топлива, вывозимого из Якутии, Бурятии, Тывы и Хакасии. График по индивидуальному вывозу энергоресурсов на восток составлен, план разработан.