Российский уголь, исходя из расчетов Министерства энергетики и угольных компаний, должен развиваться и его экспорт увеличиваться, однако Россия к 2035 году останется без потребителей в Европе, и даже при переориентации на Восток не стоит рассчитывать на большую потребность. Все происходит не только из-за коронавирусных кризисных ситуаций, но и за счет быстро понижающейся экономической эффективности угля.

Из-за сложившейся ситуации происходит снижение потребности в российском угле. Сейчас происходит настолько серьезный спад в этой отрасли, что губернатором Кемеровской области Сергеем Цивилевым было сообщено, что сейчас основным направлением развития региона должно стать строительство. При этом компанией «СибЭнергоУголь» в конце первого квартала 2020 года была приостановлена добыча угля. В Кузбассе в 2019 начали повсеместно происходить задержки заработных плат, отправки сотрудников в неоплачиваемые отпуска, а после чего уже в 2020 году прошла череда увольнений работников.

Подводя итоги 2019 года было выяснено, что впервые с 2000 года произошел резкий спад объемов выработки в угольной промышленности Кузбасса. Ввиду чего Кемеровская область вышла к 2020 году с дефицитным бюджетом, который сохранится в таком состоянии еще 2 последующих года. Кроме того, за экономическими неудачами последовали экологические. Некоторые районы Кузбасса пострадали от пожаров в отвалах, в связи с чем было принято решение ввести на территории таких районов режим ЧС.

Конечно, основной спад экономики в угольной промышленности Кузбасса произошел из-за низких цен на уголь на мировой арене. В конце первого квартала 2020 года уголь был самым дорогим ресурсом, ввиду того, что цена на нефть упала, так как ОПЕК+ не смогла договориться о сокращении объемов вырабатываемой нефти, вслед за которой потерпел понижение стоимости и газ. Ввиду чего ожидается снижение позиций угля и его проигрыш газу в конкурентной способности. Принимая во внимание, что с нефтью WTI происходит исторический спад и снижение цены ниже нуля, то чтобы, быть конкурентоспособными другим энергетическим продукциям, нужно будет идти именно в этом направлении.

Второй причиной такого положения российской угольной промышлености является необходимость изменения траектории сбыта добываемого угля. Учитывая, что основной поток прибыли угольные компании получают от экспорта, а на внутреннем рынке происходит существенная конкуренция с газом, то его потребление в пределах страны не существенное и стоит на одном месте. При распаде Советского Союза произошло существенное увеличение экспорта угля. Более 50% всего добываемого угля отправляется на экспорт – бо́льшая часть в страны Европы и меньшая на Восток. В Европе сейчас происходит сокращение потребления российского угля, соответственно для освоения новых стран и расширения географии экспорта потребуется строительство новых логистических мощностей.

Сейчас угольные перевозки, осуществляемые РЖД на экспорт, в разы дешевле, чем перевозки металлов, нефти и других товаров. Соответственно по факту происходит субсидирование другими отраслями экспорта российской угольной энергетики. В конце первого квартала РЖД предоставило кузбасскому углю новые скидки, которые составили 12.8 процентов. Также сообщалось, что на Запад экспортировать РЖД может по скидке чуть менее 99%. Однако, даже такие меры не помогают сейчас изменить тяжелое положение кузбасского угля. Для поддержания положения угольных экспортеров в адрес РЖД от губернатора Кемеровской области поступило предложение выделить с целью перевозки на Восток российского угля освободившиеся маршруты ввиду ситуации с коронавирусом.