Министр энергетики Александр Новак дал шанс грузоотправителям избежать дополнительных платежей за перевозку грузов по железной дороге. Министр заступился за угольщиков, которых он курирует, а именно пообещал им избежать оплаты надбавки в 8% на экспорт. Аппарат чиновников выступил против такого заявления, ссылаясь на договоренность о долгосрочной тарифной политике железных дорог. Управление Федеральной антимонопольной службы одобрило пока лишь принцип «инфляции», но остальные изменения, которые были заложены в надбавку тарифов ОАО РЖД, пока не утверждены.

Министр энергетики Александр Новак в своем письме от 24.10.2018, которое было направлено вице-премьеру Максиму Акимову, выступил против продления экспортной надбавки в 8% к тарифам ОАО РЖД. Согласно данному письму программа развития ОАО РЖД, которая была принята в прошлом году и до 2025 года, была разработана для установления долгосрочной системы тарифов. Федеральная антимонопольная служба приказом от 13 июля «зафиксировала параметры установления долгосрочного тарифа, чем определила долгосрочные надбавки на компенсирование расходов ОАО РЖД и предусмотрела снижение верхней границы тарифного коридора с 2019 года».

Но 17.10.2018 г. Министерство транспорта направило в Министерство энергетики предложение ОАО РЖД с целью корректировки ДПР и тарифов, «что напрямую является противоречием принятым ранее решениям по долгосрочным тарифам», ранее принятым проектам программы и материалам заседания комиссии при президенте по ТЭК, сообщает Александр Новак. Сохранение экспортной надбавки в 8%, индексации платы за холостой пробег на 63 млн рублей, реализация механизма финансирования малозагруженных и новых ж/д линий за счет владельцев груза.

Министерство энергетики: «Мы не поддерживаем вышеперечисленное предложение ОАО РЖД и считаем, что реализация данного предложения негативно скажется на внедрении долгосрочной тарифной политики в ж/д транспорте». Увеличение расходов на транспорт поставит под угрозу развитие инвестиционных программ ТЭК, и снизит потенциал привлечения средств, «которые уже имеют ограничения из-за введенных санкций». Следует отметить, что министерство выступает против предложения разработки механизмов, которые обеспечат доходность перевозки грузов, в том числе и экспорта, в котором учитывается конъектура внешнего рынка. Такое положение делает тарифную политику непредсказуемой и поднимет вопрос о введении таких мер в иных монопольных отраслях, таких как энергетика и транспортировка нефти.

В свое обращении Александр Новак просит правительство делегировать ФАС «обеспечить стабильную и последовательную реализацию долгосрочной тарифной политики на ж/д транспорте», Министерству транспорта и ОАО РЖД провести доработку финансового плана, инвестиционной программы и ДПР, которые будут соответствовать распоряжению правительства. Еще нет приказа ФАС по долгосрочным тарифам с решениями комиссии при президенте по ТЭК.

Согласно оценкам представителей промышленных предприятий их дополнительные расходы при таких надбавках составят 253 млрд рублей, половина которых будет приходиться на долю угольщиков. Общероссийское отраслевое объединение работодателей угольной промышленности просило отказаться от надбавки. Расходы будут ощутимы для угольщиков, если учесть, что в 2018 году они не платили надбавку вовсе, а с 2015 году ее размер составлял всего 1,3%. Также металлурги понесут траты около 50 млрд рублей, а ущерб для представителей других отраслей составит 95 млрд рублей. Протестующие организации  против новых введений приходится 80% экспорта ОАО РЖД.

Грузоотправители имеют шанс избежать крупных затрат, так как решение о надбавке еще не принято. Правлением ФАС была утверждена для ОАО РЖД общая индексация, а другие изменения еще прорабатываются. Инфляция, которая индексируется, является потребительской – ОАО РЖД предполагало поменять ее на более высокий индекс цен в промышленности. Представители ОАО РЖД никак не комментируют данную ситуацию. Позиции министерств также не понятны, так как Министерство транспорта направило в ФАС свою позицию, а Министерство транспорта воздержались от комментариев. Окончательное решение будет принято 29.10.2018 на совещании у Дмитрия Медведева.